В начале декабря депутаты Госдумы в двух чтениях приняли поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», в их числе запрет использования телефона во время урока. «Реализация данного положения позволит минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения учебных занятий», - говорится в пояснительной записке. При этом запрет на использование мобильных телефонов на уроках даже в учебных целях Минпросвещения ввело ещё с 1 сентября прошлого года, ссылаясь на нормы СанПиНа. 19 декабря Президент РФ подписал данный закон.
Мы обсудили нововведение с жителями нашего города.
Ждём рекомендаций
Елена Иванова, начальник Управления образования округа
- Я думаю, реализовать на практике это положение закона будет сложно. Это же не нововведение. Несколько лет назад уже предпринималась попытка не использовать телефоны в классах, нам давалась такая рекомендация. Учителя начали делать полочки, места для хранения телефонов, собирать их. Кто-то нормально воспринимал, а кто-то – нет, особенно старшеклассники.
Родители, в большинстве своём, тоже задавали вопрос: «А как это мой ребёнок останется без телефона?» На предложение приобрести кнопочный телефон для связи, парировали: «А что у нас деньги лишние?» Поэтому я не знаю, как будем реализовывать. Но по большому счёту, телефоны, действительно, мешают учебному процессу. Причём в неменьшей степени они мешают и педагогам, ведь родители пишут и звонят, классным руководителям, не глядя на время. Поэтому я за то, чтобы запретить пользование телефоном во время урока и детям, и учителям, чтобы не отвлекались, но думаю, что это будет проблемно. Ждём рекомендаций от Минобра.
Проблема не в телефоне
Михаил Сартания, учащийся
- Лично я не против запрета на использование мобильных телефонов на уроках. Там он просто не нужен. Но… Стоит отметить, что проблема от этого не решится: как ребёнок отвлекался на телефон, так он будет отвлекаться на что-либо другое. Разница не велика. А значит необходимо работать не с вещью, а субъектом. Необходимо сделать так, чтобы ребёнка интересовал учебный предмет, и это уже совершенно другое.
Как мама - против
Елена Чернова, мама двух школьниц
- Ознакомилась с поправками в закон «Об образовании», принятыми депутатами Госдумы, и чёткого ответа на возникшие у меня вопросы не нашла. Например, где будет храниться телефон, если им нельзя пользоваться? Если он хранится не у ребёнка, а в специально отведённом месте, то кто будет за него нести ответственность в случае поломки. И вообще я, как мама, против такого запрета.
У нас в семье две ученицы начальной школы. Обе с телефонами без интернета и игр. У одной вообще кнопочный. В таких телефонах проблемы я не вижу. Считаю, что в жизни ситуации бывают разные, тем более в наше неспокойное время, и ребёнок всегда должен быть в зоне доступа и на связи с родителями.
Проблема даже шире
Дмитрий Филичкин, депутат Собрания депутатов
- Я абсолютно поддерживаю данную инициативу. Ещё бы существенно ограничил доступ в интернет для детей в принципе. Люди перестали думать, все просто нажимают кнопки и получают готовую информацию, зачастую непроверенную и неподтверждённую. И дети, в первую очередь, подвержены этому. При условии, что у них не сформировано критическое мышление, они всё принимают за чистую монету.
Второй отрицательный момент для детей, в интернете они получают готовое решение, ответ. Они не прилагают усилий, чтобы прийти к этому решению самостоятельно. У них не оседает в голове нужная информация. Она пролетает мимо.
Я вообще считаю, что это глобально государственная проблема – бесконтрольность интернет-пространства. Туда можно выгружать анонимно любой контент. У нас бесконтрольное получение доступа к сотовой связи, что стало причиной массового телефонного мошенничества.
Пора начинать браться за ум. Хорошо, что принимаются законы, но их реализация в этом конкретном случае, скорее всего, ляжет на плечи учителей, директоров школ.
Нужно найти компромисс
Светлана Попова, педагог-психолог
- В наше время мобильный телефон вещь нужная и полезная. Мы это понимаем и даже не задумываемся, как наши дети относятся к использованию телефона. Для них телефон, не столько средство связи, сколько способ извлечения быстро доступных развлечений. Соответственно, из-за несовпадения этих целей происходят конфликты, которых можно было бы избежать.
Дети ценят телефон не только за красоту и дороговизну мобильника, но и за набор функций и возможность скачивать, что пожелаешь. Детям сложно контролировать поток получаемой не только полезной, но и не нужной, а также вредной и опасной информации.
Задача взрослых научить своих детей пользоваться телефоном грамотно, соблюдать этику общения в публичных местах, в чатах, расширять кругозор и получать необходимые знания, благо это сейчас можно делать бесплатно. Следует помнить и о «следах», оставленных в сети: как может информация размещённая сегодня повлиять на будущее, например через десять лет.
Нужно научить ребёнка оставлять телефон на время урока и чувствовать себя спокойно без него. Осознавать, что телефон не живой и не часть личности. Учиться обходиться без него.
В наше время на переменах пользование телефоном необходимо по разным причинам, и это считается нормой, но пользование телефоном непосредственно на уроке - это недополученная информация и пробелы в знаниях. Как следствие – сложность усвоения школьного материала и выполнения заданий учителя с последующими ситуациями неуспеха и переживания негативных эмоций учеником, конфликтные внутрисемейные ситуации.
По моему мнению, экологичным методом пользования мобильными телефонами в школе является договор и установление общих правил, которые будут удовлетворять и педагогов, и учащихся. Но для каждой возрастной категории детей есть свои нюансы пользования телефонами. Например, для начального звена можно вводить правила, которые приняты школой с учётом мнения родителей, и они будут соблюдать их, считая нормой, без негатива. В целом, чем раньше объясняют, прививают ребенку правила и нормы, тем ему легче им следовать.